военная мощь : на главную : на форум : добавить в избранное

«Черная дыра» в океане

Дизель-электрическая подводная лодка пр.877

Хотя с конца 50-х годов в Советском Союзе начали строить подводные лодки с ядерными силовыми установками, не прекратили работу и над дизель-электроходами. Ведь они больше подходят для ограниченных акваторий с небольшими глубинами, менее шумны, нежели атомные, обходятся гораздо дешевле. Так, в 60-е годы появились подлодки проекта "671" (по натовской классификации "Фокстрот"), оказавшиеся одними из лучших в мире. Состояли они и в морских силах ряда стран, например, Индии.

Дизель-электрическая подводная лодка пр.877

А в 1974 г. было решено создать дизель-электрическую субмарину повышенной энерговооруженности, малой шумности, оснащенной автоматизированными системами управления, что позволило ее обслуживать меньшим экипажем.

Подводные лодки проекта "877" или "Варшавянка" (такое название они получили потому, что ими в первую очередь думали оснастить флоты стран—членов Варшавского Договора) выполнены двухкорпусными. Наружный, легкий, корпус — хорошо обтекаемый, снабжен специальным покрытием, ослабляющим либо нейтрализующим импульсы гидроакустической аппаратуры противника. Конструкторам удалось настолько отработать его конфигурацию и звукоизоляцию механизмов, что шумы, испускаемые лодкой, почти не отличаются от естественного фона океана. Чтобы уменьшить шумы от носовых горизонтальных рулей, последние сместили к рубке.

Внутренний, прочный, корпус разделен на 6 отсеков. В носовом находятся 6 аппаратов для 18 торпед, причем из двух аппаратов можно стрелять телеуправляемыми. В зависимости от характера боевого задания "Варшавянка" вместо торпед принимает 24 мины, которые ставят через те же аппараты. В этом же отсеке установлено автоматизированное заряжающее устройство, благодаря которому ускоряется подготовка корабля к стрельбам.

Многоцелевой комплекс управления ими позволяет одновременно следить за пятью целями (за двумя в автоматическом режиме) и разом атаковать две. Два радиолокатора и гидроакустическая станция нового поколения позволяют обнаружить противника прежде, чем тот заметит лодку; навигационный комплекс непрерывно ведет счисление пути, следит за курсом, определяет координаты корабля в океане.

Раньше дизель-электрические субмарины в надводном положении ходили под дизелями и лишь перед погружением переключались на электромоторы, получавшие энергию от аккумуляторных батарей. У "Варшавянки" дизели используются только для обеспечения работы генераторов. Есть на ней особый двигатель экономичного хода и еще два резервных — их пускают, когда лодка находится в узкостях или маневрирует на акватории базы при швартовке.

Подобно большинству дизель-электроходов, "Варшавянка" оснащена РДП, устройством, обеспечивающим подачу атмосферного воздуха к дизелям в подводном положении. Выставив на поверхность головку "шнорхеля", она способна преодолеть до 6 тыс. миль, а газоотвод оригинальной конструкции не оставит заметного дымного следа. Таким образом, субмарина, не всплывая, подзаряжает аккумуляторы увеличенной емкости.

Экипаж размещен в удобных каютах, кроме того, имеются амбулатория, кинозал и душевые, что было редкостью на кораблях предыдущих проектов.

"Специалисты ведущих стран мира, в том числе США, сразу оценили достоинства нашей подводной лодки, — писал генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Ю.Корми-лицын. — Они обратили внимание на то, что с ее появлением американские субмарины потеряли преимущество в бесшумности, которым обладали в течение многих лет, а один из американских журналов назвал "Кило" (так "Варшавянку" окрестили в НАТО) "черной дырой в океане", намекая на сложность ее обнаружения средствами гидроакустики..."

10 таких подводных лодок уже приобрела Индия, 2 — Алжир, есть они в Польше и флотах других стран.

Этот снимок опубликован в еженедельном приложении "Pointer" к журналу "Jane's Intelligence Review". В подписи, в частности, поясняется, что на нем запечатлено кипрское судно "Си Тен" с российской подлодкой на борту, направляющееся в сторону Китая. Сама подлодка — класса "Кило" (по натовской терминологии), сооружена на судостроительной верфи Комсомольска-на-Амуре. И она — первая из четырех, которыми китайские ВМС намерены частично заменить свои субмарины "Минг", разработанные еще в 1971 г. Впрочем, в 1990-м китайские конструкторы представили модель "Сонг", альтернативную этой российской и примерно соответствующую ей по характеристикам, а в мае 1994-го уже спустили на воду первый образец.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрической подводной лодки проекта "877": водоизмещение надводное — 2300 т, подводное — 3036 т, скорость надводного хода — 10 узлов, подводного — 17 узлов, рабочая глубина погружения — 240 м, предельная — 300 м, длина — 72,8 м, ширина — 9,9 м, осадка —6,2 —6,6 м, автономность — 45 суток, экипаж — 52 человека.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрической подводной лодки проекта 877

На схеме "Варшавянки" цифрами обозначены: 1 —гидроакустический комплекс, 2 — шахта входа в выгородку гидроакустического комплекса, 3 — торпедные аппараты, 4 — запасные торпеды на стеллажах, 5 — носовой горизонтальный руль, 6 — ходовой мостик, 7 — зенитные перископы, 8 — выдвижные устройства, 9 — газоотвод, 10 —дизель-генератор, 11 —электродвигатель, 12 — кормовой горизонтальный руль, 13 — гребной винт, 14 — вертикальный руль, 15 — аккумуляторные ямы.

«Техника молодежи» №5 1995 г

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 главная |  форум |  каталог сайтов |  галерея |  Военное дело. Армия, авиация и флот. Техника и вооружение. Тактика и стратегия. Снаряжение и экипировка Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
2004-06 © Военная мощь (открыт 5.06.04)